2022 год был особенно насыщен новыми вызовами, которые связаны с широкомасштабной военной агрессией России против Украины и существенно изменившейся обстановкой с точки зрения безопасности в регионе. К сожалению, в Грузии хорошо известна незаконная политика России по изменению международно признанных границ силовыми методами и посягательству на суверенитет государств. Нашей стране, особенно затронутому конфликтом населению, ежедневно приходится сталкиваться с наихудшими последствиями нынешней оккупации Абхазии и Цхинвальского региона, как с точки зрения безопасности, так и гуманитарных вопросов.
Исходя из компетенции Аппарата, я остановлюсь на вызовах и трудностях в оккупированных регионах, которые представляют собой существенное препятствие для эффективной реализации статусно-нейтральных и ориентированных на людей усилий правительства Грузии в рамках государственной политики примирения и вовлеченности, включая мирную инициативу «Шаг к лучшему будущему».
Как известно, за последние два года в Абхазии и Цхинвальском регионе был принят ряд незаконных решений и запущен процесс подписания т.н. документов, который направлен на углубление интеграции обоих регионов Грузии в правовое, политическое и социально-экономическое пространство России.
Одной из целей указанной незаконной политики является дальнейшее усиление изоляции Абхазского и Цхинвальского регионов от остальной Грузии, что также прямо направлено против восстановления отношений, доверия и примирения между людьми.
Предпринятые в последний период шаги и сделанные заявления, направленны на то, чтобы помешать процессу восстановления доверия между разделенным в результате конфликта населением, что, в том числе, осуществляется путем ужесточения контроля и введения ограничений на деятельность международных организаций и гражданского сектора, действующего в Абхазии. С точки зрения работы международных организаций Цхинвальский регион по-прежнему недоступен и возможности вовлечения местных жителей в мирные инициативы существенно ограничены.
Наряду с вышеуказанными ограничениями, против процесса примирения направлены активные кампании по дезинформации и антигрузинской пропаганде, которые служат представлению Грузии как врага, внушению страха и недоверия, поддержанию негативных стереотипов, созданных на почве конфликта.
Наряду с попыткой стереть грузинские следы, продолжается политика русификации и ассимиляции населения, проживающего в оккупированных регионах. Абхазский и осетинский языки, этническая и культурная самобытность никогда не были так близки к исчезновению, как сейчас.
Наши соотечественники, проживающие в Абхазии и Цхинвальском регионе, сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку и грубыми нарушениями таких основных прав, как безопасность, свободное передвижение, образование на родном языке, доступ к качественному здравоохранению и образованию, право на собственность. Особенно сложной ситуация остается в Гальском и Ахалгорском районах.
Как известно, запрет на свободное передвижение вдоль линии оккупации привел Цхинвальский регион к гуманитарному кризису и стоил жизни и здоровья многим местным жителям, особенно в условиях пандемии. В результате совместных усилий правительства Грузии и международных партнеров частичное снятие незаконных ограничений, введенных в направлении Ахалгорского района, в некоторой степени улучшило гуманитарное положение местного населения.
Важным вызовом также являются незаконные аресты и задержания граждан Грузии. Кроме того, остаются безнаказанными лица, причастные к убийствам граждан Грузии, что укрепляет чувство безнаказанности на оккупированных территориях.
Исходя из всего вышеизложенного, хотел бы еще раз подчеркнуть важность беспрецедентного решения Европейского суда по правам человека в 2021 году, возлагающего на Россию полную ответственность за грубые нарушения прав человека в Абхазии и Цхинвальском регионе.